История этого неординарного спортивного автомобиля, которому по отдельным показателям удавалось превосходить Ferrari и Porsche, началась в 1969 году, когда дебютировал 2-дверный Nissan Skyline GT-R, созданный на базе седана Skyline. Купе разработал Синихиро Сакураи — главный инженер фирмы Prince Motors, являвшейся ответвлением от авиационных компаний Nakajima и Tachikawa, от которых в свою очередь отпочковалась Fuji Heavy Industries, выпускающая автомобили Subaru.
На фото: В дизайне использованы элементы роботов - героев популярных в Японии комиксов
В 1966-м Prince Motors трансформировался в Nissan и под этой маркой Skyline GT-R, оснащённый 2-литровым рядным 6-цилиндровым двигателем, появился на рынке. Модель второго поколения вышла в 1973-м, и казалось, что в условиях разразившегося энергетического кризиса ей не выжить. Не удивительно, что Skyline GT-R третьего поколения было выпущено менее 200 экземпляров, хотя по техническому уровню они не уступали эталонным моделям BMW.
На фото: «Ломаная» крыша - спорный стилистический ход
В конце 80-х годов набравшийся сил Nissan представил полноприводный Skyline GT-R (кодовое обозначение R32) с 280-сильным мотором, оснащённым керамическими турбинами. Этот автомобиль на 25 секунд улучшил рекорд, установленный Porsche 944 в Нюрбургринге. Серийные модели R33 и R34 появились, соответственно, в 1995 и 1999 году. В 2001-м состоялась премьера Nissan GT-R Concept, а его более продвинутая версия — GT-R Proto была показана на токийском автосалоне в 2005-м. Таким образом, трансформация концептуального автомобиля в серийный суперкар Nissan GT-R заняла семь лет.
На фото: Карданный вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, изготовлен из карбона, а на передние колёса крутящий момент передаётся стальным валом, состоящим из двух частей
Срок, конечно, немалый, так что любителям быстрой езды — «bosozoku», как их называют в Стране восходящего солнца, пришлось набраться терпения. Из названия модели исчезло поэтическое Skyline, поскольку Nissan дистанцирует GT-R от представленного на японском рынке одноимённого семейства (в США Skyline продаётся как Infiniti G). Из «родовых» признаков остался полный привод и двойной наддув, а рядный 6-цилиндровый мотор, система подруливания задних колёс HICAS и механическая коробка передач остались в прошлом.
На фото: В сравнении с моторами серии VQ этот 24-клапанный двигатель имеет увеличенный ход поршня
Прежний 2.6-литровый рядный двигатель RB26 уже не вписывался в современный экологический стандарт, к тому же его резерв был полностью исчерпан. Новый 3.8-литровый мотор VR38 ручной сборки (на заводе в Иокогаме над каждым движком трудятся 12 человек), оснащённый парой турбин IHI и созданный при техническом содействии фирмы Cosworth, находится в тесном родстве с двигателями серии VQ, используемыми на Nissan 350Z и Infiniti G37. Среди его технических «изюминок» — плазменное напыление на зеркале цилиндров для более эффективного теплоотвода.
На фото: Над каждым движком трудится 12 человек
Чтобы избежать потерь при передаче крутящего момента на задний мост, коленчатый вал установлен с наклоном один градус — при разгоне коленвал «выпрямляется». В сравнении с предшествующей моделью значительно возросла мощность — с 320 до 480 «лошадок» (6400 об/мин). При этом максимальный крутящий момент (588 Nm) достигается в интервале 3200—5200 об/мин. Однако из-за значительного веса (1740 кг — это на 10% больше, чем Porsche 911 Turbo) у Nissan GT-R не самое лучшее в классе соотношение массы и мощности, что, в частности, не позволило ему улучшить достижение Porsche Carrera GT (7 мин. 32 сек.) на треке в Нюрбургринге.
На фото: Многофункциональный дисплей (9 режимов) создан в кооперации с Polyphony Digital - разработчиком видеоигр Gran Turismo для PlayStation
Примечательно, что инженеры Nissan никогда не скрывали, что главными соперниками считают коллег из Porsche, и для достижения успеха японцы потратились на модель 911 Turbo, которая тестировалась бок о бок с прототипами GT-R. К чести специалистов Nissan германо-японский «спарринг» завершился для них вполне достойно — GT-R превзошёл великолепную немецкую супермодель по характеристикам рулевого управления, хотя на ходу «самурай» оказался не таким комфортным (даже при самой «мягкой» настройке подвески), как Porsche 911 Turbo.
На фото: Для суперкара это довольно вместительный багажник
Кроме того, при разгоне до 100 км/час GT-R отыгрывает у своего немецкого соперника одну десятую секунды — в данной категории это вполне убедительное преимущество. Nissan GT-R оснащён эффективными тормозами Brembo с 380-миллиметровыми вентилируемыми дисками и 6-поршневыми скобами. До полной остановки со скорости 100 км/час автомобиль проходит 37 метров — с таким результатом можно рассчитывать на лидерство. Для поддержания стабильного давления покрышки типа run-flat размером 255/40YR-20 (спереди) и 285/35YR-20 (сзади) наполнены азотом. Среди эталонных показателей автомобиля — очень низкий аэродинамический коэффициент (0.27) и предельная величина бокового ускорения (0.99 g).
На фото: В штатном режиме 90% крутящего момента приходится на задние колёса, а при необходимости на передние может поступать не более 50% тяги
Nissan усовершенствовал систему полного привода ATESSA-ETS — электроника пришла на помощь механике. Принципиально ATESSA-ETS аналогична системе Haldex 4, используемой на моделях Audi, Volkswagen и SAAB. При разгоне тяга между передними и задними колёсами распределяется в соотношении 2:98, и при необходимости на передок может быть выдано 50% крутящего момента. В трансмиссии использован карбоновый (снижает вибрацию и потерю мощности) и два стальных карданных вала.
На фото: Капот, крышка багажника, передние крылья и наружные панели дверей изготовлены из алюминия. Задний диффузор и элементы моторного отсека - из карбона. Масляный поддон двигателя отлит из магниевого сплава
6-ступенчатая трансмиссия GR6 с двойным сцеплением, разработанная при активном содействии спортивного подразделения NISMO, отличается молниеносным переключением — всего 0.2 сек. Коробка передач, смещённая к заднему мосту для улучшения развесовки, работает в двух режимах — более «агрессивном» полуавтоматическом (используются клавиши на рулевой колонке и миниатюрный рычаг на консоли) и как чистокровный «автомат». Режим работы трансмиссии (Normal, Comfort и Race), амортизаторов и системы Vehicle Dynamic Control (VDC-R) выбирается с помощью переключателей, расположенных на панели — подобным образом, кстати говоря, управляется система Porsche Stability Management.
На фото: Nissan вновь вернулся в высшую лигу
Интенсивное тестирование в Нюрбургринге сделало Nissan GT-R замечательным спортивным автомобилем, несмотря на его немалые габариты и солидный вес. Суперкар отличается «молниеносным» рулевым управлением и подвеской, чётко согласованной с незаурядными возможностями двигателя. Однако у него проявляется спонтанная избыточная поворачиваемость, а система стабилизации остаётся довольно активной даже в режиме Race, что не вызовет должного понимания у наиболее одержимых водителей. Далеко не всем придутся по вкусу консервативный интерьер, выполненный в угловатом стиле 70-80-х годов и тесные задние сиденья. Впрочем, ретроспективный дизайн всё ещё сохраняет привлекательность.